Неделя о блудном сыне.

 

12 февраля в храме в честь Великомученика и Целителя Пантелеимона совершалась божественная литургия.

Эта неделя называется неделей о блудном сыне. В это же воскресение совершается память собора трех святителей ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА

 

ЧТЕЦ ИЛЬЯ ДРУГАНОВ. ИСТИННАЯ ДВЕРЬ В ДОМ НЕБЕСНОГО ОТЦА

Дорогие о Господе братья и сестры, только что мы с вами услышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне, которая является главной темой сегодняшнего воскресного дня. Святитель Николай Сербский назвал этот рассказ «Евангелием в Евангелии», подразумевая то, что его глубина содержит те главные идеи, которые способны привести нас ко спасению.

Мы услышали об отце и его двух сыновьях, и о грехе младшего сына, который решил прежде времени забрать свою часть имения и оставить своего отца, как бы уже почитая его умершим. Он решил уйти от него туда, где он мог бы жить сам, как ему захочется без отцовской опеки. Отец не препятствует, и отпускает его. Вскоре мы стали свидетелями его раскаяния от невыносимых скорбей, которые встретили его вдали от отеческого дома. И наконец, когда он решил вернуться домой, мы ощутили удивительную всепрощающую отцовскую любовь, снизшедшую к его падению и принявшую обратно с великой радостью.

Нужно ли говорить, что упоминаемый в Евангелии блудный сын изображает нас грешных? Ведь все наши способности: ум, воля и сердце, наше тело, его здоровье, прекрасное и мудрое устройство, наши звания, в какие кто призван, наши богатства, и даже земля, на которой мы живем — все это — доставшееся нам по разделу имение Отца Небесного. Который единственно по Своей благости, незаслуженно с нашей стороны, выделил каждому из нас часть благ Своей богатой сокровищницы и дал нам волю поступать с ней так, как нам захочется.

Редко кто из людей остается со своим имением под отеческой кровлей, но многие, взяв свою часть, как бы уходят от всеблагого Отца на сторону далече — в мир грешный, с его немилостивыми господами – страстями и греховными рожцами, которые неспособны насытить никакую алчущую душу, пока наконец жестокость и явная гибельность этих мирских бурь не убедят их вернуться к Богу.

Так и получается, что ум, который Господь дал человеку для того, чтобы познавать Его, стараться уподобляться Ему и иметь блаженное общение с Богом в молитве, многие используют для того, чтобы подальше уйти от Бога, не знать Его, безумно и гордо построить теории, опровергающие бытие своего Творца.

Сердце, в котором Господь зажег любовь к доброй славе с тем, чтобы мы любили духовное восхождение от славы к славе, отвращаясь всячески от греха, нередко направляется к домоганию мимолетных и пустых почестей мира сего вдали от отеческого дома, от истинной славы, которая есть только в Боге.

Материальные блага и достаток также являются частью доставшегося нам от Бога имения, которое, конечно, необходимо для житейских нужд. Но в своем избытке оно является возможностью совершать вклады в несгорающий, вечный небесный капитал через милостыню, добрые дела и помощь тем, кто в ней нуждается – для приумножения нашего истинного духовного наследства в жизни вечной. Но и этот Божий дар нередко направляется в ложную сторону, становясь причиной сребролюбия, которое удаляет людей от Бога, привязывает к земле и всячески отвращает от веры во всеблагой Промысл Небесного Отца, Который с любовью печется даже о птицах небесных.

«Воротись к Отцу твоему, несчастный, далеко зашел ты, в этой дали нет ничего, кроме вечной смерти!» — взывает святой праведный Иоанн Кронштадтский, призывая нас последовать примеру покаяния блудного сына. Да и можно ли не вдохновиться и не последовать его примеру, когда мы видим, насколько велики Божии любовь и снисхождение.

Ведь когда сей младший сын раскаялся и решил вернуться, то заготовил такие слова: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться Твоим сыном, но прошу тебя, прими меня хотя бы в число Твоих наемников». Однако, когда его встретил отец, то не дал ему сказать слов о наемничестве, но остановил и приказал принести лучшие одежды и заколоть самого упитанного тельца, чтобы устроить великий праздник. Это означает, что Бог хочет иметь каждого человека — каждого из нас — исключительно в качестве Своего родного, любимого сына. И каждый из нас несомненно и является таковым через причастие Господу нашему Иисусу Христу, благодаря Его жизни, Крестной Смерти и Воскресению.

Святитель Сербский Николай говорил, что можно сколько угодно стучать кулаками в стену дома, но она никогда не откроется, чтобы мы вошли. Но стоит найти дверь и постучать в нее — нам сразу откроют. Единственная и истинная дверь, которая способна ввести нас в дом нашего небесного Отца — это покаяние. Воистину покаяние есть первая ступень лествицы, ведущей в Царство Божие. Никто и никогда не мог ступить на вторую ступень, не шагнув сначала на эту первую.

Дорогие братья и сестры, сегодня наша Святая Матерь Церковь празднует Неделю о блудном сыне, которая является второй, после «мытаря и фарисея», подготовительной Неделей Великого Поста. Вот скоро настанут эти умилительные, светлые и покаянные дни Святой Четыредесятницы. Давайте же поспешим очиститься от своих грехов и страстей, чтобы стать людьми новыми, духовными и оставить все то, что держит нас вдали от Небесного Отца. Почти все мы живем блудно — в далекой стране, на земле грешной, забывая о блаженном и истинном Отечестве нашем на небе. Давайте же постараемся вместе с младшим сыном через покаяние снискать милость Небесного Отца, Который всегда с великой радостью примет в Свои объятия любого кающегося грешника.

http://spbda.ru/publications/chtec-ilya-druganov-istinnaya-dver-v-dom-nebesnogo-otca/
Проповедь студента 3 курса бакалавриата чтеца Илии Друганова, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю о блудном сыне 12 января 2017 года.

СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке,

которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности[1].

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,

http://www.pravoslavie.ru/51539.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *