15 февраля в храме в честь Великомученика и Целителя Пантелеимона состоялась литургия. В этот день Православная Церковь совершала празднование Сретения Господня.
Проповедь на Сретение.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, 15 февраля, православная Церковь совершает празднование Сретения Господня. Этот двунадесятый праздник мы с вами отмечаем в предверии грядущего Великого Поста. Осмысление этого праздника поможет нам приуготовить себя к этому особому времени христианского подвига. Евангельское чтение на всенощном бдении и литургии ввели нас в истоки этого праздника. Оно повествует о том, как Мария и Иосиф приходят в Храм чтобы исполнить закон: посвятить младенца Иисуса Богу и принести в жертву двух горлиц. Этот закон был установлен через Моисея, когда он ввел свой народ в землю Обетованную, тогда Господь повелел, чтобы всякий младенец мужского пола, который рождается первым, как собственность Божия, приобретенная кровью египетских первенцев, был посвящен Господу и искуплен у Господа. Вот этот закон исполняла Дева Мария.
Когда они приходят в храм, там вероятно было много народа, но евангелие нам раскрывает, что встретили их с радостью два человека: праведный Симеон и Анна пророчица. Праведный Симеон возрастом 360 лет был одним из переводчиков библии с еврейского на греческий язык. Когда он переводил слова , что дева зачнет во чреве и родит Спасителя, то он вместо слова, дева решил вставить женщина, но ангел Господень, открыл ему, чтобы он оставил слово дева, а дабы он убедился, что так и будет, ему было даровано прожить долгую жизнь, 360 лет, встретить деву Марию и младенца Христа, что и произошло в Иерусалимском храме.
Пророчица Анна была вдовой 85 лет и проводила свою жизнь в храме, в посте и молитве. И ей так же было открыто что Христос младенец и есть Миссия, Спаситель, о чем она радостно пророчествовала во храме.
Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).
Чему мы можем научиться из этого замечательного праздника? Прежде всего встрече с Господом. В храме было много людей, может десяток, может сотня, а может тысяча. Но узнали в младенце Христа и встретили Его только двое: Симеон и пророчица Анна. Они были благочестивы, проводили жизнь в посте, в молитве, в исполнении заповедей. Им Духом Cвятым было открыто, что это ожидаемый Мессия, Спаситель.
Эта встреча произошла в храме. Праздник Сретения, призывает всех нас к посещению храма Божия. Самое высшее, что есть на земле из данных человеку благодеяний, — это храм Божий. Храм Иерусалимский был центром жизни ветхозаветного израильского народа. Матерь Божия в трехлетнем возрасте была введена в храм Иерусалимский и там возрастала духовно и телесно до своего совершеннолетия, проводя время в трудах, в молитве, изучении Священного Писания. Храм Божий должен быть центром жизни и христианского народа. Когда на христианской, Святой Руси люди приходили на новое место жительства, они прежде всего строили на новом месте храм Божий, а затем вокруг храма, прославления и благодарения Бога, выстраивалась и вся остальная жизнь: хозяйственная, экономическая, семейная . В храме Божием пребывает благодать, в нем совершаются все таинства, в нем пребывает невидимый горний мир. Церковь во всей полноте своей все время находится прежде всего в храме Божием. Именно в храме происходит встреча и Симеона и Анны пророчицы с Господом. Им за их живую веру, ревностное ожидание прихода Спасителя, праведные труды и было открыто, что младенец Иисус, принесенный в храм для совершения обряда обрезания и есть ожидаемый Спаситель мира. Много было людей в храме, но только этим двум подвижникам веры была открыта Духом Святым эта радостная весть. Ибо они были не просто исполнители внешнего закона, но их сердце жаждало живой, реальной встречи с Богом. И эта сердечная жажда Спасителя, явилась для них той дверью через которую в их души и вошел, узнанный ими Бог.
Для нас, современных христиан, это важно уяснить, что и наша встреча с Господом, возможна при наличии сердечной жажды жизни с Богом. Не просто внешнее исполнение христианских правил, законов, обрядов, но плачь и сокрушение сердца является той дверью через которую входит в жаждущую душу Спаситель. И именно в эти подготовительные недели перед Великом Постом мы с вами молимся здесь в храме за вечерним богослужением, когда на утрени, после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари:«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему…»
Таким образом, в усердном посещении храма, где идут богослужения, внимания текстам Священного Писания, соборной молитве, праведных трудах во Славу Господу и в помощи друг другу, в нашем сердце открывается источник покаяния, как встреча нашей человеческой воли с волей Бога, грядущему к покаянному зову каждой человеческой души . Вот таким образом и происходит Сретение покаянной человеческой души с Господом.
Господь Иисус Христос Приходит в мир для его спасения от пучины греха и страстей, от идолопоклонства. С Его приходом заканчивается история Ветхого завета и начинается Новый завет, устанавливается Новый Закон. И этот закон прежде всего требует от людей покаяния. Покайтесь ибо приблизилось Царствие Божие: звучат евангельские строки. Но не многие узнают и принимают Спасителя. И исполняются слова Симеона Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,– и Тебе Самой оружие пройдет душу,– да откроются помышления многих сердец.»(Лк.2:34-35). Приход Спасителя в мир, разделяет мир на тех, кто Его принимает и тех, кто Его отвергает. И это разделение прежде всего происходит и сейчас, в наших собственных сердцах. Когда мы впадаем в грех, в плен страстей, порабощаем сами себя низменными страстями, тогда мы отвергаем Христа, отвергаем спасение, погружаем себя во тьму. Но если мы исполняемся вновь покаянием, сокрушаем свое сердце, тогда вновь возможна встреча с Господом, обретение чистоты сердечной, мира, покоя и радости жизни с Богом. И сегодняшний праздник Сретения, как никогда призывает нас отбросить тьму страстей и дверью покаяния обрести живую встречу с Господом. Аминь.